Конкуренция в рынке

Развитие мировых производительных сил на современном этапе характеризуется огромными достижениями в области науки и техники. Это часто называют научно-технической революцией.

Рынок пытается всячески приспособиться к требованиям научно технической революции, использовать ее в своих интересах. Однако такое приспособление бывает возможным только до определенных пределов, связанных с сущностью самого рынка. Такое положение связано со следующими обстоятельствами:

  1. В период научно-технической революции создаются более производительные машины и оборудование, что приводит к сокращению срока морального износа ранее выпущенных.
  2. Усиливающая конкурентная борьба вынуждает использовать более производительные машины и оборудование, что приводит к сокращению периодов технического перевооружения.

Замена морально устаревших машин и оборудования на более производительные требует крупных капитальных вложений. В период научно-технической революции и в условиях обострения конкуренции, классическая система кредитования не всегда в состоянии обеспечить выполнение своих функций, ибо финансовые возможности рынка не всегда располагают необходимым минимумом средств для обновления основного капитала.

Таким образом, конкуренция между монополиями в период технической революции, когда усиливаются поиски новых рынков сбыта, новых путей расширения товарооборота и деловой активности, когда совершенствуются прежние и изысканные новые формы и методы торговли, привела к тому, что рынок породил лизинг.

Лизинг – это, с одной стороны, своеобразная форма финансирования капиталовложений, а с другой стороны – форма реализации, канал сбыта продукции, которые способствуют общей активности процесса обновления основного капитала.

Как указывалось выше, в период научно-технической революции темпы обновления машин и оборудования значительно ускоряются, а следовательно, сокращаются сроки их морального износа и увеличивается разрыв между сроками морального и физического износов. В этих условиях потребители автомобилей и оборудования, особенно в быстро развивающихся отраслях, все чаще встречаются с необходимостью замены морально устаревшего оборудования на новое, более совершенные автомобили и оборудование, тем чаще приходится проводить замену.

Владельцы подержанных, морально устаревших машин и оборудования вынуждены их продавать иногда по очень низким ценам на рынке подержанных машин, не проводя полной их амортизации. Если такая замена не будет произведена, то это грозит снижением, рентабельности производства, а иногда и банкротством, так как у других организаций – конкурентов, которые произвели замену машин, производство будет более эффективным. В условиях конкуренции использование более современных машин и оборудования обеспечивает снижение издержек и повышение прибыли. Вместе с тем, приобретение их требует наличия или привлечения значительных финансовых средств.